Loading...

На главную страницу сайта





Выбрать регион
Выберите категорию

"Лишние" нотариусы. Один процент ценового регулирования заблокировал конкуренцию



Регуляторная система Украины формировалась через накопление алогичных и парадоксальных решений почти 25 лет. Некоторые из них мы по инерции воспринимаем без анализа, не задумываясь о последствиях. Однако эти последствия не только бессмысленны - они сдерживают развитие рыночных отношений.

Десятилетиями государственные службы навязывали правила бизнеса, аргументируя это выполнением международных обязательств или защитой чьих-то интересов - государства или социально незащищенных слоев населения.
Граждане воспринимали эти тезисы на веру. Регуляторное давление казался им чем-то далеким, тем, что касается только бизнеса и больших денег.

Однако системный анализ общего регуляторного влияния на рынок доказывает, что государственное регулирование довлеет над экономикой в ​​целом, а отдельные регуляторные решения даже "влезают в карман" к обычным гражданам и способствуют коррупции. Вот пример. В 1998 году вступил в силу указ президента "Об упорядочении взимания платы за совершение нотариальных действий". Там есть норма о ценовом регулировании деятельности частных нотариусов при совершении сделок с объектами недвижимости. Около 20 лет назад государственный регулятор установил норму о минимальной стоимости услуг для государственных и частных нотариусов - 1% от суммы сделки по приобретению или продаже недвижимости.
Во-первых, частные нотариусы вынуждены предлагать "проверенным" клиентам возможность неофициального возвращения определенной суммы от стоимости услуг.
То есть нотариус договаривается с клиентом, вернет ему часть средств, составляет тот самый 1% от суммы сделки, назад после оформления договора. Частный нотариус может это сделать, потому что это его заработанные средства. Таким образом он обеспечивает себе "благодарного" клиента, который придет к нему еще раз.
Во-вторых, государственные нотариусы становятся ненужными, потому что им труднее или вообще невозможно прибегнуть к такой махинации. Они обязаны принять фиксированную ставку госпошлины независимо от суммы сделки и передать ее в госбюджет.
Когда речь идет о больших суммах, клиенты вынуждены обращаться к частным нотариусам и договариваться о "рыночных" условиях.
Чем это неприятно для клиента-гражданина?
Один процент от суммы сделки придется заплатить не только в случае покупки или продажи недвижимости, а также в случае дарения и оформления кредитного договора на приобретение жилья. То есть вы занимаете деньги на жилье в банке, потому что у вас их нет, но все равно должны заплатить нотариусу.
Результаты такого регулирования: стороны не заинтересованы в прозрачности сделок, особенно на вторичном рынке, государственные нотариальные конторы становятся убыточными для бюджета, а нотариусы вместо обеспечения законности сделок инициируют коррупционные действия, чтобы удержаться на высококонкурентном рынке нотариальных услуг.
Получается, что такое государственное ценовое регулирование услуг нотариусов не имеет смысла. Оно направлено только на поддержку отдельных групп через нерыночные методы, потому обречено превратиться в тормоз для развития сектора.
Это приведет к тому, что конечный потребитель не будет получать качественных услуг за адекватную плату. Конечно, рынок найдет возможность восстановить конкуренцию, но только путем нарушения закона и коррупции.
В строительной отрасли и на рынке недвижимости таких недостатков хватает. Среди очевидных - коррупция при выделении земельных участков для застройки, непрозрачное начисления паевого взноса на развитие инфраструктуры, сверхсложные и дорогие процедуры подключения к инфраструктурным сетям.
Из-за рыхлого государственного регулирования каждый такой элемент создает широкое поле для коррупции и повышает стоимость жилья: паевой взнос - на 4%, подключение к сетям - на 5-10%, коррупция при отводе земли - на 15%.
Все эти "переплаты" компенсируем мы с вами, покупая недвижимость по неадекватным ценам. При этом рынок не получает достаточных инвестиций. Как следствие, одна из базовых инфраструктурных отраслей - строительная - за 20 лет уменьшила свой вклад в ВВП Украины почти втрое: с 8% в начале 1990-х до 2,6% в 2015 году.
Отмена ценового государственного регулирования - один из шагов на пути к либерализации рынка, а следовательно - снижение стоимости недвижимости и привлечения к финансированию строительных проектов большего объема инвестиций.
Однако любые реформы должны проводиться через глубинный анализ последствий. Это мое убеждение. Именно поэтому мы приглашаем к сотрудничеству все стороны, сталкиваются с неэффективным регулированием.
Мы готовы обсуждать все аргументы "за" и "против" сохранения ценового регулирования для нотариусов. Мы не хотим повторять шаги чиновников: или зарегулировать до безумия, или отказаться от какого-либо надзора за деятельностью, открыв ящик Пандоры мошенничества и недобросовестной деятельности.
Наша цель - создать эффективное регулирование, либерализовать рынок, но в первую очередь - защищать интересы граждан.
ЕЛЕНА ШУЛЯК
руководитель сектора "Строительство" Офиса эффективного регулирования BRDO

10.10.2016
Просмотров: 323


Расширенный поиск

Реклама