Loading...

На главную страницу сайта





Выбрать регион
Выберите категорию

Шанс на спасение: спасет ли нас госбюджет-2017?



Чем на самом деле является государственный бюджет на следующий год? Будет ли он социальным? Что получат, а что потеряют от нового госбюджета Украинцы? И как, наконец, мы будем жить в следующем году? Рассматриваем изменения в проекте бюджета-2017 в одном материале.

Основные приоритеты

Ознакомления с Государственным бюджетом-2017 всегда ждут с нетерпением. В этом году он был передан народным избранникам 15 сентября, а его официальное представление состоялось через неделю.

Сначала было оговорено, что нардепы внесут свои поправки и предложения до 1 октября, но на днях Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что времени для депутатского корпуса на ознакомление с главным финансовым документом будет достаточно и он будет ждать поправок до 1 декабря.

Директор экономического департамента Международного центра перспективных исследований Ангела Бочи отмечает, что новый проект отличается от своих предыдущих «аналогов» тем, что он был передан заблаговременно и он, в общем, довольно реален.

«К тому же и у премьер-министра, и у народных избранников в этот момент есть большое желание проводить широкие дискуссии по его усовершенствованию. Поэтому, я считаю, что к 1 декабря 2016 в документ будут внесены важные поправки и правительство на них согласится. И в 2017 году никакого секвестирования бюджета не будет », - отмечает госпожа Бочи.

Снова речь о «стене»

Увеличение расходов на оборону (а они увеличены с 114 000 000 000 гривен в 2016 году до 129 000 000 000 гривен в 2017 году) большинство экспертов приветствуют положительно:

«Россия также значительно увеличивает финансирование своей армии в 2017 году. Мы не можем стоять в стороне, поэтому нам следует делать то же самое, потому что мы не знаем, предоставят Украине уже давно обещанное сверхновое оружие от США и НАТО. Если РФ будет увеличивать эскалацию военного напряжения, то, недофинансировав свою армию, мы уже в 2017 начнем «отбирать» у госбюджета деньги из других его статей, прежде всего, социальных. А так, уже сегодня проектом госбюджета будет определена эта крупная сумма на оборону, и мы знаем объемы денег на социальные программы и где их берем, и имеем практически 100% уверенность в том, что эти средства не будут сокращены », - считает экономист Олег Коваленко.

Проектом госбюджета-2017 предусмотрен также рост заработной платы военных. В этом году проектом предусмотрены расходы на обустройство так называемой «стены» на границе с Россией, достигшие 200 000 000 гривен. В прошлом году средства на это также выделялись, однако строительство здания практически не велось. Неужели деньги традиционно «разбазарили» и так произойдет снова? Ответа, наверное, не дождемся, однако аудит в году 2017-м сделать, кажется, надо.

Достоинство также требует денег

Что до увеличения расходов на дипломатию, то интересно название соответствующей статьи бюджета: «Достойное представление Украины за рубежом». Так, наши дипслужбы и Министерство иностранных дел согласно проекту госбюджета-2017 должны получить на целых 1000000000 гривен больше по сравнению с прошлым годом.


Как отмечает эксперт по международному праву, юрист компании «Центр конфликтологии и права» Елена Садовець, если работа так называемой политической дипломатии во главе с министром иностранных дел работает достаточно неплохо, то экономическое представительство нашей страны за рубежом оставляет желать лучшего:

«Поэтому, я убеждена, что полмиллиарда гривен, которые заложены проектом госбюджета-2017 на дипломатию, надо направить на образование и эффективную работу экономических представительств в разных странах мира. Именно это, на мой взгляд, является главным. По 2014-2015 годы 16000000000 долларов на экспорте наших товаров и услуг мы потеряли по причине эмбарго России. Поэтому терять время и тормозить развитие экспортных возможностей в других странах мира будет большой ошибкой », - считает г-жа Садовець.

Непонятно, куда идут деньги

Третье место по значимости бюджета-2017 занимают социальные стандарты. Как всегда, любой документ в этом ракурсе (или его проект) не критикует разве что ленивый: где же обещанный соцориентированный госбюджет? По словам господина Гройсмана, в проект бюджета был заложен рост соцстандартов с 1 декабря 2016 на 10%. Минимальная зарплата и прожиточный уровень на 1 декабря 2017 должны вырасти с 1600 гривен до 1762.

«Однако, если мы увидим, что у нас есть возможности для увеличения соцстандартов, то мы с большим удовольствием сделаем еще один шаг, чтобы людям предоставить больше денег», - считает Владимир Гройсман.

Премьер также уверен в том, что надо совершенно по-новому подойти к пенсионному обеспечению и предложить справедливую систему. Правда, пока тонкости НЕ расшифровываются. Очевидно то, что минимальная зарплата, которая заложена в проект бюджета, возрастет практически в копейки, однако такая честность нового правительства (оно не может гарантировать повышения) и огорчает, и подкупает одновременно.

Проект госбюджета, несмотря на усилия авторов, не отвечает на главный вопрос: куда уходят деньги? Например, непонятно, каким образом будет распределяться 151000000 гривен, заложенные на отдых детей в лагерях. Увеличивается также уставный капитал - на 120 000 000 гривен - Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству, одновременно оставляя в стороне проблему удешевления, собственно, кредитов.

По словам и.о. главы правления этого фонда (Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству - Ред.) Сергея Комнатного, уже два года подряд на их программы не выделяются государственные средства:

«На 2017 год мы хотели получить на льготное молодежное кредитование 1000000000 гривен и столько же - на доступное жилье. Однако по факту этих цифр мы не имеем в проекте госбюджета. Этих же средств хватило бы на обеспечение жильем более 12 000 украинских семей. К тому же это позволило бы привлечь в строительную отрасль более 4500000000 гривен ».

И действительно, кредитование этих весомых программ - не просто прихоть. Это - движущая сила для мощной «раскачки» экономики. Может, народные избранники прислушаются к этому и подадут свои замечания к проекту документа?

Практически на 10000000000 гривен больше, чем в прошлом году в госбюджете-2017 заложены средства на субвенции местным бюджетам на предоставление жилищных субсидий населению - 50700000000 гривен вместо 40,23 миллиардов гривен в 2016 году.

Субсидии и реальная потребность в них - это вопрос отдельный. Но здесь кроется подмена понятий, когда граждане вместо того, чтобы получать достойную пенсию и зарплату, должны "выбивать" какие-то скидки на оплату коммунальных услуг от чиновников.

«Мы должны отойти от этой порочной практики. Надо не увеличивать объемы предоставления жилищных субсидий, которые в конце концов уходят в «карман» наших олигархов, которые держат в своих руках энергетику, водоканалы и т.д., и государство, таким образом, фактически предоставляет субсидирования именно последним. Нам надо увеличивать зарплаты, чтобы люди сами были в состоянии платить за услуги », - соглашается экономист господин Коваленко.

В отношении педагогов: запланировано выделить больше (по сравнению с прошлым годом на 8,2 миллиарда гривен). Отдельной статьей обеспечен рост финансирования профессионально-технического образования в Украине. Напомним, что в прошлые годы это важное направление образования оставалось без средств. Обещает правительство и рост заработной платы учителей и преподавателей на 1400 гривен. Обещали оставить стипендии.

А вот 5900000000 гривен правительство желает направить на то, чтобы через международные организации были закуплены лекарства. Также чиновники уверяют, что на 20% повысится заработная плата врачей.

А вот в научной сфере есть неопределенность. Ну, собственно, это «микс» науки и государственного управления:

«Да, на прикладные и фундаментальные исследования Государственного управления делами при Президенте Украины планируется выделить 41000000 гривен. Также на научные исследования в области фискальной политики, то есть для написания никому не нужных монографий, также предусматривается выделение немалых денег. Возможно, народные избранники обратят внимание на эти факты », - отмечает Ангела Бочи.
То есть, вопрос, зачем фискалам быть учеными-исследователями, когда есть реально насущные проблемы, - один из самых непонятных.

Страсти вокруг аграрного НДС

Говоря об увеличении внимания к агропромышленному комплексу Украины, отметим, что в тексте документа речь идет именно о фермерские хозяйства. Факт того, что малым и средним предприятиям нужна помощь, никого в правительстве не удивляет, пожалуй, именно поэтому на поддержку таких производств в госбюджете-2017 выделяется 5500000000 гривен.

Ситуация обостряется вокруг вопроса об отмене возврата всего НДС аграриям и фактического направления этого налога в государственный бюджет.

Напомним, что до 31 декабря, согласно переходным положениям Налогового кодекса, действует такая норма: предприятия, занимающиеся растениеводством, получают 15% НДС на свои счета, а 85% - идет в бюджет. Производители животноводческой продукции могут оставлять себе до 80% НДС. Согласно проекту госбюджета-2017, все 100% НДС для всех категорий производств должны идти в государственную казну.Однако министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой, заявил, что будет отстаивать оставление таких льгот хотя бы для животноводов, ведь если этого не сделать, то заниматься выращиванием молодняка и производством молока в Украине будет некому. А это уже общегосударственная драма. Потому что цены на молоко, мясо и сыр могут мгновенно взлететь и это ударит сильно по карманам и без того обедневших граждан.

Следует добавить, что в первом полугодии 2016 именно агропромышленный комплекс Украины давал 40% поступлений валюты в страну.

С другой стороны, отмены таких льгот требует МВФ. А такие «просьбы» имеют характер приказной, если Украина планирует и в дальнейшем получать транши. Как решится этот вопрос, пока неизвестно, однако баталии будут немалыми.

Спасут ли дороги экономику Украины?

«Дороги - это, действительно, детище Владимира Гройсмана. И такая стратегия имеет большой смысл, когда правительство закладывает в нее большие средства в главном финансовом документе страны. Как известно, именно те государства, которые переживали сильные экономические кризисы, делали все для того, чтобы восстановить строительство и реконструкцию дорог, таким образом, «подталкивая» свои страны к развитию. Так делали в Германии и Италии в 30-х годах прошлого века. Как свидетельствует экономическая практика, на одно рабочее место при строительстве дорог можно создать до 4-х рабочих мест в смежных отраслях », - отмечает юрист Елена Садовець.


Правительство надеется получить 14,2 миллиарда гривен на строительство дорог (и именно такие средства заложены в проекте бюджета) из поступлений от акцизного сбора в дорожный фонд, который еще будет создан совместно с народными избранниками. К тому же Украина может именно при этом условии привлечь до 1 миллиарда долларов средств от международных финансовых институтов.

Экономисты убеждены, что такой фонд действительно можно создать, но контролировать его будет крайне сложно и неизвестно, как и куда будут тратиться средства.

Только проекты ...

По энергоэффективности, которой в нынешнем бюджете придают особое значение, правительство надеется увеличить добычу украинского газа. И также планирует создать Фонд энергоэффективности (опять только «планирует» - Авт.), В расчете на то, что к нему можно привлечь 3,5-4 миллиарда гривен.

Относительно децентрализации (как говорят специалисты, эта реформа вышла из-под руки Гройсмана, еще задолго до того, как он стал премьером и председателем ВР): правительство не будет жалеть денег и в 2017 году - инвестиции в этот сектор составят 3-х миллиардов гривен. Действительно, теперь останавливаться уже нельзя ... Остается надеяться, что эту реформу завершат качественно.

Где можно взять денег?

В целом, проект государственного бюджета местами непонятен. Как будут выполняться те или иные требования и будет ли он пересматрен, если привлечение денег в госказну будет значительно меньше? Так, по словам Ангелы Бочи, бюджет-2016 закладывал до 12000000000 гривен от приватизации, а Украина не получила даже 100000000 гривен ... Непонятным также является вопрос привлечения денег от так называемой спецконфискации - на 2017 год предусмотрено 10500000000 гривен. Это очень большая сумма, которую никогда не соберут.


Однако госпожа Бочи говорит, что казна, например, не получила 34 миллиардов гривен от Нацбанка. Но почему-то именно Нацбанку «позволяют» много вольностей и полномочий.

Есть вероятность, что правительство ищет деньги не там, где надо. Так, по словам народного депутата Виктора Кривенко, надо легализовать игорный бизнес, поскольку он стал негласным бизнесом прокуроров, полиции и других должностных лиц силовых структур. Кстати, за это государство могло бы иметь до 5-7 миллиардов гривен налогов.

Другие намекают на то, что кругленькая сумма «лежит» в нашей таможне - 100000000000 гривен. Не получено средств и от рентных платежей - более 40 млрд гривен.

Действительно ли над проектом госбюджета наше правительство работало тщательно? Пожалуй, что так. По крайней мере, такой вывод делает подавляющее большинство экспертов и сам автор. Действительно, за многие годы бюджет сделан на совесть и вовремя подан на рассмотрение в парламент.

А вот ответить на вопрос, стал ли этот документ социальным, уже труднее - можно сказать, что во многих смыслах этого слова, нет. Даже увеличение финансирования социальных программ по сравнению с прошлым годом не сделает жизнь рядовых украинцев лучше. Если все правки, о которых мы говорили выше, народные избранники внесут в главный финансовый документ и те будут учтены, то можно ожидать того, что часть средств не будет распылена или, проще сказать, украдена.



Игорь ГОНТА

11.10.2016
Просмотров: 121


Расширенный поиск

Реклама